История

         Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шахтерская гимназия» является преемником ОШ № 6 города Шахтерска, которая была открыта  1 Сентября 1992 года.

         Несколько лет жители микрорайона Журавлевка города Шахтерска наблюдали за строительством социалистического долгостроя – новой школы. Наконец, зимой 1992 года распоряжением председателя Шахтерского горисполкома  был назначен директор школы Белицкий Александр Федорович. На плечи Александра Федоровича легло много производственных вопросов – сформировать будущий коллектив педагогов и учащихся, достать и завезти мебель и оборудование, организовать субботники. Летнего отпуска и отдыха не было, старого государства – СССР – тоже не было, а новое еще только организовывалось, царила неразбериха, кипели шахтерские забастовки, но школу нужно было открыть именно 1 сентября. Что это так и будет, верили немногие. Но Александр Федорович знал, что нельзя обмануть надежд детей, учителей и родителей, которые пошли за ним в новую школу.  Работа активно закипела.

         Вспоминает ветеран педагогического труда, первый председатель Совета школы, Нечипоренко Т. П.: «Молодой, ещё не сплочённый коллектив, начал свою работу — все горели желанием побыстрее открыть школу. Учителя вышли на работу на 2-3 недели раньше окончания отпуска, собрали энтузиастов — родителей будущих учеников, помогали на стройке. Убирали, мыли, чистили, копали, сажали, завозили и собирали мебель. Как в улей пчёлы, все слетались утром в школу и вместе обсуждали проблемы. Где, что посадить? Какие сделать стенды? Где поставить цветок? Тогда родилась идея вырастить зимний сад. Много было разных предложений, споров, душевных разговоров, а главное: дела, дела, дела. В этой круговерти рождался новый сплочённый творческий коллектив учителей, родителей, детей».

Школа открылась 1 Сентября 1992 года. На открытие собрался весь микрорайон «Журавлёвка». Праздник был светлым и ярким. Вокруг были счастливые лица учеников, учителей, родителей, строителей, руководителей города.

Сегодня уже не удивишь классами хореографии и дизайна, спортивных тренажеров и психологической разгрузки, — но тогда слишком часто приходилось слышать: «Не положено», «Не предусмотрено нормативами». Несмотря на бюрократические препоны удалось пристроить. Ещё один спортзал (теперь их стало три – большой, малый и тренажерный), оборудовать классы современными техническими средствами обучения, создать профильные учебные кабинеты не только по базовым предметам – физике, химии, математике, истории, словесности, но и по предметам, направленным на гармонизацию развивающей среды школы: кабинеты музыки, ИЗО, дизайна, хореографии, автодела, дискозал, теннисный зал, лингафонные классы, открыли филиалы городской музыкальной школы и городской библиотеки.

 Педагогический коллектив подбирался тщательно, с перспективой роста, с разумным сочетанием зрелой мудрости и дерзающей молодости. Каждый четвёртый учитель имел высшую категорию, каждый пятый – педагогическое звание, каждый седьмой награждён почётным знаком «Отличник образования Украины». К преподаванию удалось привлечь специалистов из центра планирования семьи, музыкальной школы, горметодкабинета, тренеров ДЮСШ, профессиональных художников и хореографов. Первой администрацией школы стали педагоги из разных школ: из ОШ№19 пришли Белицкий А.Ф., директор; Козакова О.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Догилева Н.В., заместитель директора по АХЧ, из ОШ№2  Коваленко Е.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Рябцева А.И., заместитель директора по воспитательной работе.  Со временем им на смену пришли новые заместители: Астанина В.В., Сологуб С.В., Мартыненко И.Н., Попкова И.В., Ионова Т.В.

      В год открытия школа насчитывала тысячу семьсот детей. Классы были с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, Ж (т.е. по шесть-семь классов в параллели), работали в две смены. Учащимся были предоставлены широкие возможности для выбора той учебной и внеурочной деятельности, которая максимально бы отвечала их интересам и давала возможность эффективного интеллектуального и социального роста. Этому способствовало внедрение инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, которые оформились в создание классов гармонического развития.

      Педколлектив стал искать новые технологии в обучении детей. Уже через год учебному заведению дан статус областной экспериментальной площадки в режиме модульно-развивающего обучения. Творческое использование вариативной части учебного плана позволило создать Молодежный центр, школу классического женского образования. Опыт работы в этом направлении получил одобрение на областном и республиканском уровнях.

В 1993-1994 годах директор представлял Донецкую область на Международном семинаре «Школы – лидеры образования» в городе Харькове, где был избран руководителем Ассоциации директоров школ и лидеров образования. Ежегодно ОШ№6 принимала участие в областных, республиканских и международных семинарах и конференциях, где делилась своим опытом, статьи о школе регулярно публиковались в научных и методических изданиях.

Наше учебное заведение стало бессменным лидером по количеству побед в городских предметных олимпиадах, первыми в городе создали секции Малой Академии Наук.  В 2001году Белицкий А.Ф. стал победителем областного конкурса «Директор года» и представлял  Донецкую область на республиканском уровне, где вошел в число 10 лучших директоров страны. Награжден Александр Федорович Грамотой Президента Украины, Благодарственным письмом главы Донецкой обладминистрации. Это был трудный, но красивый итог работы школы и её  директора длинною в 10 лет.

Новый этап в жизни школы связан с приходом в январе 2003 года на должность директора Белицкой Екатерины Анатольевны, работавшей до этого заведующей городским методическим кабинетом и преподавателем русского языка и литературы в ОШ№6. Ее назначение стало той вехой в истории учебного заведения, которая ознаменовала превращение школы №6 в гимназию.  А когда новый статус  был утвержден на всех уровнях, началась активная работа по созданию имиджа учебного заведения: были созданы герб, логотип и гимн, заработал парламент гимназии.

ГЕРБ,  ЛОГОТИП  И  ГИМН  ГИМНАЗИИ

Описание герба. На зеленом поле, выполненном в форме геральдического щита изображен бриллиант (ограненный алмаз), над которым раскрыта книга знаний. По книге идет надпись «Превратим алмаз возможностей в бриллиант достижений». Выше изображена классическая шапка гимназиста. Вокруг расположены колосья, символизирующие хлеб знаний. Они переплетены лентами государственных цветов ДНР – черного, синего и красного. В нижней части герба две буквы ШГ — Шахтерская  Гимназия. Герб — продукт коллективного творчества учителей и учеников гимназии, художественное воплощение — работа учителя гимназии Лисовецкого К.Н.

Логотип гимназии выполнен на основе герба, но на фоне книги знаний изображен росток знаний, тянущийся к солнцу науки.

Шахтерская  гимназия имеет свой  гимн, написанный  директором школы №6,  которая предшествовала гимназии — Белицким А.Ф. 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГИМН ГИМНАЗИИ

Мы гимн поем науки храму,
Тот храм гимназией зовем,
Его достоинство и славу
Мы с честью в жизни пронесем!

На руку друга опереться
Надежность ощутить руки.

Мы вместе здесь по зову сердца:
Учителя, ученики.

Как нам немного в жизни надо:
Тепло души, улыбка глаз.
И это главная награда,
Когда с тобою вместе класс.

Творить, дерзать, мечтать, учиться,
Постичь все тайны бытия.

                                            Моя гимназия, как птица,                                                  
С тобой в полет отправлюсь я.

Плечом к плечу растем мы вместе,  

Свои традиции храним.
И по законам нашей чести
По жизни мы пройти хотим.

На руку друга опереться

Надежность ощутить руки.

Мы вместе здесь по зову сердца:

Учителя, ученики…

В конце 2004 года была получена лицензия на образовательную деятельность. В 2008 году гимназический проект «Метагимназия — росток школы будущего» стала победителем в областном конкурсе среди 35 участников. В 2009 году учебное заведение проходило первую аттестацию. Экзамен выдержан — гимназия аттестована с отличием.

Оглядываясь назад на пройденный нашим учебным заведением путь, с огромной благодарностью вспоминаешь всех, кто трудился на ниве просвещения, воспитывал детей, сеял разумное, добро, вечное.

Классная команда гимназии – педагогический коллектив, люди для которых профессия учителя стала смыслом жизни, они не работают, они творят «ведь только избранные Богом, становились педагогами…» В гимназии трудятся: заслуженный работник образования Белицкая  Е.А., отличники образования  Корсун Л.И.. Полозюк  Е.И., Шабалина Л.М., Кабанова Т.В., Тимченко Н.С., Рева А.Н., Белицкий А.Ф.

Своим талантом, упорством, волей к победе педагоги подавали пример ученикам. Победителями городского конкурса «Учитель года» стали Кабанова Т.В., Слюта И.А., Хазиева Е.И., Яременко Л.Г.,  Кищенко Е.И., Новиченко С.А., Лисовецкий К.Н. В конкурсе «Учитель-новатор» в разные годы были Кобелева Е.В., Ионова Т.В.,  Корсун Л.И., Белецкая И.В. Взяли высоту конкурса «Классный руководитель года» Аксенова И.А., Жилко О.В., Гавликовская Е.М. Конкурс педагогического мастерства «Лучший работник образования» принес победу Тимченко Н.С., Новоселецкой Н.В., а  «45 минут славы» Прудниковой Ю.А., во Всеукраинском конкурсе по правам человека призером стала Мартыненко И.Н. 2013г. – Всеукраинский конкурс «Директор ХХ1 века». В номинации «Инновационная культура школы» победила Белицкая Е.А. В 2010 коллектив стал победителем городского конкурса «Признание» в номинации «Поиск, творчество, результат».

Учителя сильны своими учениками, ведь в каждого из них вкладывалась и вкладывается частичка души, тепло сердца. И каждый из наших детей вселяет в нас уверенность в правильности выбранного нами жизненного пути, а когда возникают малейшие в этом сомнения, то именно дети поддерживают нас. Мы гордимся всеми нашими учениками, но особую гордость вызывают наши медалисты. За пятнадцать лет гимназия выпустила: золотых медалей – 79, серебряных – 25, всего —  104 медалиста. За 15 лет педколлектив подготовил 457 победителей городского этапа олимпиад, из них 63 стали победителями областного и республиканского уровня. Конкурсы в Малой академии наук принесли  победы 134 учащимся на уровне города  и 28 в городе Донецке. Ученики успешно представляли нашу гимназию и на международных форумах: «Интел –техно» (г.Киев); «Медио — дружба: Шахтерск — Шахты» (РФ);  «Лидер — надежда страны»

(г.Чернигов); XIV Балтийский научно-инженерный конкурс (г.Санкт-Петербург); литературно-художественный конкурс «Гренадеры, вперед!»(г. Москва); международная олимпиада по психологии «Психология без границ»; международная практическая конференция «МаксиУм» (г.Ростов-на-Дону). Легендой гимназии стали ученики: Герасимова Е.(победа в олимпиаде по экономике , г.Киев), Куркин Е. (чемпион Украины по плаванью ), Аксенов М.(3 место Всеукраинский конкурс «Ученическое творчество» ), Маланчук  С.(2место в финале Международной игры «Самый умный» г.Москва; призер  заключительного этапа международной олимпиады “Phystech.International”);  Вельма К.(3года подряд избирался президентом ученического самоуправления, абсолютный победитель по количеству призовых мест на Республиканском этапе олимпиад), Ракитов А., Канарь М.( 2 место в Международном конкурсе Intel-Texno).

          Педагогический коллектив – это настоящий стойкий, крепкий монолит, не пасующий перед трудностями: городские и республиканские семинары проведены для педагогов , директоров и заместителей. Несколько лет проходил на базе гимназии проект   «Журналистский марафон», «Школьное самоуправление в действии». Гимназический проект «Гимназия-первоцвет демократии» стал победителем областного конкурса гимназических парламентов (2008, президент Мулич А.), победу одержала команда детского самоуправления в республиканском конкурсе на лучшую организацию деятельности органов ученического самоуправления «Звёздная команда» (2019,президент Вельма К.)

     Нет ничего сильнее традиций, которыми славится наша гимназия- «Плечом к плечу растем мы вместе, свои традиции храним». Учебный год начинается не только первым уроком для учащихся, но и для учителей под девизом « Моя гимназия как птица», который  дает  заряд бодрости и оптимизма на весь учебный год. Каждый  чувствует: мы – семья, мы – вместе, мы – едины, каждый  важен, каждый  ценен. Как поется в гимназическом гимне: «На руку друга опереться. Надежность ощутить руки…» Все это дает возможность осознать свою значимость и  вкладывать в то, что делаешь, душу  и сердце. Поэтому так неповторимы школьные праздники «Зажги свою звезду», «Прощай, Букварь», «Посвящение в первоклассники», «Гимназист года», удивительны общегимназические проекты «Я – Фактор», «Синяя птица», «Школы мира», «25 пятёрок», квест «Бриллиант достижений», посвящение пятиклассников в гимназисты, «Самый умный», «Пушкин-фест». Гордость гимназии бенефисы  выпускных классов, на которые наши одиннадцатиклассники приглашают педколлектив (чтобы гордились), родителей (чтобы порадовались) и десятиклассников (чтобы опыт перенимали). Это настоящий гимназический праздник, ответом которому  по традиции стал бенефис учителей на выпускном вечере. Хорошие идеи рождаются и становятся традициями. Так родилась зимняя сказка на окнах, которая началась с библиотеки и вылилась в проект «Витражи гимназии».

      2014 –страшный год, война, преподаватели и дети разъехались, гимназия опустела, снарядами выбиты стёкла, мина попала в актовый зал, огромная дыра в полу, стёкла, штукатурка на полу. Так гимназия отметила свое десятилетие. Сразу реализован проект «Донбасс-мое Отечество», проект  «Помним. Гордимся», создан стенд «Бессмертный полк», написана  «Книга памяти. Война глазами детей», занявшая первое место на Всероссийском литературно – художественном конкурсе «Гренадеры, вперёд!» Гимназисты стали победителями и получили заслуженные награды в Храме Христа Спасителя (г.Москва).

          Опыт работы учебного заведения  представлен на педагогических форумах: международная конференция «Школа будущего»( г.Ялта), международном  форуме «Информационно- коммуникативные технологии»(г.Киев), всеукраинском форуме педагогов- психологов(г.Киев), научно практической конференции «Воспитать лидера»(г.Харьков), Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «К вершинам профессионального успеха» (г.Санкт-Петербург), международной конференции «Профессиональное самосовершенствование – основа педагогического мастерства» (г.Санкт-Петербург). Информация о школе напечатана в педагогических изданиях «Педагогический олимп Донбасса», «Директор ХХ1 века», областном сборнике «Созвездия педагогических талантов Донбасса», журнале «Мир воспитания», книге «Метагиназия-росток школы будущего». Информация о воинах интернационалистах, собранная клубом «Саланг»( бессменный руководитель Аксёнова И.А.) вошла в областной сборник  «Афганцы Донетчины».

 Опыт работы  коллектива гимназии обобщён Дон РИДПО.

          Шахтёрской гимназии пятнадцать лет… Столько воспоминаний всплывают в памяти, оглядываемся назад и сердце щемит от воспоминаний, сколько всего было… А сколько всего ещё будет.  Самая главная особенность нашего коллектива – это дружный тандем единомышленников, способных и порадоваться за успехи, и поддержать в трудную минуту, подставить плечо, одобрить словом и делом.. Желание учиться друг у друга, перенимать опыт, заниматься самообразованием, совершенствоваться, находиться в постоянном поиске новых форм и методов работы – вот что делает коллектив гимназии лучшим на протяжении многих лет.

Думая о прошедших  годах нельзя не вспомнить с благодарностью и скорбью  преподавателей, которые ушли в мир иной: Евтухову З.А., Иващенко З.А., Бунчикова В.А., Хрипкову В.А., Ляшко Л.П., Кияненко С.Ф., Малову Л.И., Анипченко Н.А., Вьюнсковскую Г.П.

Да, времена меняются, но неизменными остаются традиции и принципы, на которых держится гимназия.

 

ТВОРИТЬ,  ДЕРЗАТЬ,  МЕЧТАТЬ,  УЧИТЬСЯ…

Школьная жизнь – это маленькая часть большой жизни, но очень важная и интересная. Гимназисты  не только постигают основы наук, они открывают себя.  

В гимназии учащимися проводится много интересных мероприятий, чему в немалой степени способствует активность гимназического парламента. Например, уже давно в гимназии существует спортивный клуб «Гол», которым руководит учитель Дмитриев В.И. Его воспитанники — чемпионы города, чемпионы зональных областных соревнований по футболу на приз «Кожаный мяч» и серебряные призеры зональных областных соревнований по футболу на приз «Кожаный мяч».

Жизнь гимназии — это  работа наших кафедр, это и МАН, в работе которой активно принимают участие многие гимназисты, это и психологическая служба гимназии, и работа научного сектора, направленная на освоение новых методов обучения и воспитания детей, на достижение нового этапа в развитии гимназии — превращение нашего учебного заведения в метагимназию.

На базе гимназии проводятся городские и республиканские семинары, мы обмениваемся опытом работы с другими учебными заведениями.

Гимназия была подключена к глобальной сети Интернет, что позволило расширить кругозор учащихся и учителей в освоении информационно — компьютерных технологий. Кстати, компьютерный парк гимназии обновлялся дважды, что позволило обеспечить компьютерами не только кабинет информатики, но и предметные кабинеты.

Учащиеся гимназии получили возможность принимать участие во всевозможных компьютерных конкурсах, организуемых в сети Интернет. Каждое достижение наших детей это это шаг в будущее, а каким оно будет зависит только от нас…

 

 

ЧИТАЮ,  ДУМАЮ,  УЧУСЬ, И  СНОВА  К  КНИГЕ  ВОЗВРАЩАЮСЬ

Библиотека гимназии отсчитывает свою историю с 1992 года. Обосновались мы на третьем этаже. Место у нас удивительное. О храме говорят намоленный, а о библиотеке – начитанная. Сколько поколений мальчишек и девчонок помнят стены нашей библиотеки. А сколько мероприятий создано и проведено в  читальном зале. На базе библиотеки работают литературно – художественный клуб «Вдохновение» (рук. Елисеева Л.Ю.) и «Истоки» (рук.Фёдорова А.Ю.). Каждое заседание клуба – это маленький спектакль. Кстати, о спектаклях. Эта форма работы прочно обосновалась в библиотеке. Спектакли

по сказкам, к юбилеям поэтов и писателей и просто по настроению мы показываем и в библиотеке, и в актовом зале гимназии. Участие в мероприятии – это не только возможность для участника раскрыть своё «я», но и шанс научиться работать в творческой команде. Мы учим детей, а они учат нас. Часто собираются ребята в библиотеке  на поэтические встречи.

Камерная обстановка, которую мы стараемся создать позволяет как – то по особенному не только читать, но и слышать стихи. Камин, свечи, музыка, книга в руках, и расходиться не хочется…

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОСПИТЫВАЕМ   ГРАЖДАНИНА   И   ПАТРИОТА

 

 

Одна из основных задач, над которой на протяжении многих лет работает библиотека гимназии – это патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это не только оформительская библиотечная деятельность, но и активные формы работы. На протяжении семи лет мы принимаем  участие в международной акции  «Читаем детям о войне», ставим патриотические спектакли, литературно – музыкальные композиции, исторические встречи, оформляем стену памяти «Мы помним», «История Донбасса», «2018 год – год истории Донбасса». 

Не редки случаи, когда активные участники патриотических мероприятий, которые организовывает библиотека, выбирают своей профессией защиту Отечества.

 

 

 

 

 

 

ГИМНАЗИЧЕСКИЕ  ТРАДИЦИИ

В нашем учебном заведении довольно много очень интересных традиций. Мы любим бенефисы выпускных классов, когда класс практически в полном составе на сцене актового зала рассказывает о себе, своих достижениях, мыслях, воспоминаниях, мечтах о будущем.

Не меньше эмоций вызывает приём пятиклассников в гимназисты, когда девчонки и мальчишки, недавно закончившие начальную школу, переходят на новую, более взрослую и более ответственную ступеньку школьной жизни. Представление класса, классного руководителя, клятва гимназиста – всё это не игра, а определённая мера ответственности каждого из них и за себя, и за весь класс.

Традиция гимназии —  чтить память о прошлом нашего народа. На третьем этаже расположены стенды, посвящённые героям Великой отечественной войны – «Бессмертный полк» и стенды – страницы истории нашего края, события и люди, оставившие свой след в истории Донбасса. В мае месяца всегда проходит одно из самых важных мероприятий, подводящее итоги учебного года – «Гимназист года», состоящее из  номинаций, в которых каждый ученик или класс может занять призовое место, показав свои достижения. На первом этаже гимназии, на дереве Школьной жизни можно увидеть фотографии победителей по всем номинациям. Проект  «Синяя птица» — знакомство с талантами детей гимназии.

 А ещё у нас есть традиция, которая просто поднимает всем настроение, и напоминает о том, что в жизни кроме учёбы есть ещё и праздники. Традиция украшать окна к праздничным датам прочно прижилась в гимназии.