Система помощи детям, находящимся в социально-опасном положении
В Законе ДНР «О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» закреплено понятие семьи, находящейся в социально опасном положении, под которой понимается семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Этапы работы с семьёй,
находящейся в социально опасном положении
1 этап
Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
2 этап
Наиболее эффективная форма работы с семьей — это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
На этом этапе происходит взаимодействие с различными службами и организациями:
· органы социальной защиты населения;
· отдел образования;
· органы внутренних дел;
· амбулатория, детская поликлиника;
· служба занятости населения;
· контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
· консультирование родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей;
· изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их динамику;
· контроль посещаемости учебных занятий и успеваемости каждого обучающегося;
· определение мер по поддержке и педагогической помощи семье;
· ведение документации внутришкольного учета.
В профилактической работе применяется широкий перечень возможных форм и методов: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся (администрация, социальный педагог, классный руководитель), индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия и т.д.
Система сопровождения семей находящихся в социально-опасном положении и семей группы риска осуществляется в нескольких направлениях:
Психологическая:
— сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка);
— просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка;
— коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений;
Педагогическая:
— занятость детей в кружках, секциях;
— контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий;
— контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам;
— консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка;
— просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям.
Медицинская:
— медицинское обследование ребёнка, в случае необходимости направление на стационарное лечение (амбулатория, ФАП);
— осуществление мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка (витаминизация, прививки, контроль за соблюдением режима дня и питания, безопасностью среды);
Правовая:
— если у родителей или ребёнка отсутствуют документы в правовую помощь вносятся следующие пункты:
1) оформление свидетельства о рождении ребёнка;
2) оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов;
— консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.